продаем лодки казанка модификации сибирь
лодочные моторы

Тел.: +7 (8552) 77-36-15
Моб.: +7 905 374 0010
   

Морской прямой узел

Можно встретить предостережение о том, что прямой узел не рекомендуется использовать для связывания двух веревок, поскольку он якобы имеет склонность к тому, чтобы ползти.

Прямой узел очень надежен, нужно только знать, когда и как его применять.

На рис. 36 правильная структура прямого узла.

Рис. 36

Вязание прямого морского узла

У прямого морского узла есть и двойники. Они приведены на малиновом фоне, напоминающем красный сигнал светофора.

Воровской узел (рис.37)

Рис. 37

Очень похож на прямой узел, но у прямого узла ходовые концы связываемых веревок расположены с одной стороны, а у воровского — как бы по диагонали.

Бабий узел (рис. 38)

Рис. 38

Здесь ходовые концы с одной стороны, как у прямого, но ходовой и коренной концы каждой из связанных веревок выходят с противоположных сторон петли другой веревки.

Тещин узел (рис. 39)

Рис. 39

Здесь вообще все не так — и ходовые концы выходят по диагонали, и ходовой с коренным концом каждой из веревок расположены по разные стороны петли противоположной веревки. Можете взять кусок веревки и поэкспериментировать, чтобы убедиться в том, что воровской, бабий и тещин узлы ни на что не годятся и знать их нужно только лишь для того, чтобы ненароком не завязать.

Правда, если с бабьим и тещиным узлом все ясно, то воровской узел, в силу его сильной схожести с прямым, можно очень даже легко завязать вместо прямого, если спутать ходовой и коренной концы одной из связываемых веревок.

При достаточно длинных ходовых концах такая путаница вполне возможна, поэтому связывать веревки прямым узлом нужно при таких длинах ходовых концов, которые позволяют с одного взгляда убедиться в том, что завязан именно прямой узел.

Далее, во многих источниках пишется, что прямой узел ни в коем случае нельзя применять на скользких синтетических тросах повышенной жесткости. Это правильное замечание, но как узнать ту границу «скользкости» или «жесткости», после которой применение прямого узла становится нежелательным?

А очень просто — нужно связать веревки прямым узлом, обтянув его без излишнего усилия, и посмотреть, останется ли он в обтянутом состоянии, как это показано на рис. 40. Если останется, значит, такое соединение будет надежным и прямой узел можно смело применять для восприятия любой нагрузки, какую только позволяет воспринимать прочность связанных веревок.

Рис.40

А если узел разойдется и примет вид, показанный на рис. 41, то применять прямой узел не надо, поскольку он будет надежным только при постоянной, достаточно большой нагрузке. Но как только нагрузка ослабнет или исчезнет совсем, узел может разойтись, и при повторном приложении нагрузки он чуть-чуть «проползет». Несколько таких циклов будет достаточно, чтобы такой узел разрушился.

Рис. 41

И еще об одном заблуждении, которое иногда можно встретить в некоторых справочниках по узлам — о том, что при намокании и сильной тяге прямой узел якобы до того сильно затягивается, что развязать его потом будет совершенно невозможно.

На самом же деле не так уж и много таких узлов, которые развязывались бы так же быстро и легко, как прямой узел. Для этого всего-то и нужно, чтобы с силой дернуть в стороны коренную и ходовую часть одной из двух связанных веревок (рис. 42 и 43).

 

Рис. 42

 

Рис.43

Вот в такой легкости развязывания и содержится основная опасность прямого узла, а не в несправедливо приписываемой ему склонности «ползти». Чисто умозрительно можно вообразить ситуацию, при которой веревкой, связанной из двух частей прямым узлом, поднимается груз.

И вдруг ходовой конец верхней веревки зажимается между какими-нибудь препятствиями (например, попадает в расщелину встреченной по пути бетонной плиты)... Происходит моментальное «опрокидывание» прямого узла, и груз летит вниз... Такая ситуация, конечно, маловероятна, но при использовании прямого узла ее обязательно нужно иметь в виду.

При связывании двух веревок прямой узел предъявляет наименьшие требования к ресурсу длины. Это означает то, что при связывании, например, трех- и пятиметровых кусков веревки длина связанного отрезка будет наиболее близка к восьми метрам только в том случае, если мы свяжем веревки прямым узлом.

Таким образом, зная все плюсы и минусы прямого узла, можно смело использовать этот узел, не добавляя на его репутацию темных пятен.


Rambler's Top100